?

Log in

No account? Create an account

onair1

Блог Евгения Енина


Previous Entry Share Flag Next Entry
onair1

Продолжим про идеологемы.

«Долг перед Родиной» рассмотрели.
Рассмотрим любовь/уважение к родителям. Это, между прочим, еще Ветхий завет/Тора, пятая заповедь, «Почитай отца и мать».
Что уже как бы нам намекает, что почитание не возникает само собой непременно, и требует высшего авторитета в поддержку, нет же заповеди «Дыши воздухом».
База: «Как можно не любить/не уважать своих родителей, ведь они дали тебе жизнь?»
Предполагается, что родители могут требовать любви и уважения, а дети обязаны любить и уважать, те, кто не любит и не уважает – социально плохие, а с религиозной точки зрения грешники.
База выбивается простым вопросом «А я вас об этом просил?»
Родители заводят детей из каких-то своих соображений, почему это дает основание хоть что-то требовать? Как я могу что-то требовать от своей кошки?
«Родители подарили жизнь» - но какую? Все неприятности человека в этом мире, это, в исходном коде, заслуга родителей. И – главное - родители подарили еще и смерть. Какую, когда – кому как повезет, но агонию на смертном одре тоже подарили родители. Я тебя породил – я тебя и убил, это кольцо, клянусь Уроборусом.
Родители кормили/поили/одевали? Да. Но они изначально шли на это, когда заводили ребенка, какие тут варианты. И если отношения можно свести к сумме, потраченной на содержание, можно требовать возврата этой суммы, но не любви и уважения.
А сколько родителей своими руками портили жизнь своих детей? Сколько людей были бы счастливее, или просто счастливыми, если бы не было чего-то в детстве, или наоборот, было.
И будем не забывать, что те откровенные мудаки, которые в большом количестве нас окружают, тоже чьи-то родители, сейчас или потом. Вы бы хотели прожить 18 лет с мудаком? А кому-то приходится – и без вариантов.
Мне в голову не придет требовать любви и уважения от своей дочери. Да, я хочу, чтобы она меня любила и уважала, но я добиваюсь этого, прилагая определенные и немалые усилия. Однажды встать с условного дивана и что-то потребовать – да с чего?
Так что, не соблюдение минимальных социальных условностей в виде звонка или открытки, а настоящая любовь и уважение детьми родителей есть продукт развития отношений, а не запрограммированная данность. Проблема в том, что большая часть родителей со времен Моисея думает, что дети должны – см. пятую заповедь.


  • 1

suhvan

(Anonymous)
Тут поток мыслей как то сместился от исходной заповеди "Почитай отца и мать" к мысли "Требуй любви и уважения от ребенка".

По мне так сама заповедь вполне логична и как правило полезна. В общем случае неокрепший ум ребенка имеет менее полное представление о мире, чем у родителей. Вот детям и надо с послушанием и почитанием к родителям относиться, как минимум пока они не исчерпают условный кредит доверия, который дает данная заповедь, каким-нибудь феерическим мудачеством.

Отношения между родителями и детьми в средней семье - слишком сложный комплекс, его невозможно свести к любви/ненависти, уважению / отторжению.
В общем случае ребенок, чтобы стать самостоятельной личностью, должен отвергнуть (или как минимум подвергнуть сомнению) состоятельность своих родителей во всех смыслах - как родителей, как граждан, как личностей. .
Без этого невозможно дальнейшее развитие цивилизации.
В то же время, повзрослев, дети зачастую снова возвращаются, но уже на новом витке жизненной спирали, к необходимости уважать и любить своих пап и мам.
Без этого невозможно сохранение накопленных цивилизацией ценностей.
Диалектика, однако.
Я, разумеется, оставляю за скобками деклассированный элемент, героев криминальных сводок: "На помойке обнаружен труп девочки, ее мать уже дает признательые показания", или: "В процессе совместного распития спиртных напитков произошла ссора, в ходе которой 27-летний нигде не работающий сын зарубил топором свою 54-летнюю нигде не работающую мать", и так далее.
В таких семьях. полагаю, ни дети, ни родители не испытывают друг к другу ни любви, ни уважения, ни чувства долга.
Ну и. конечно, бывают случаи. когда родители задают своим детям такую высокую планку (моральную, интеллектуальную,этическую, культурную), что детям приходится прикладывать недюжинные усилия, чтобы, так сказать, соотвествовать.
Тут, само собой, и любовь, и уважение к родителям закономерные и вполне искренние.
Можно вспомнить и Лунгиных (мать и сына). и отца и сына Тарковских, ои тца и сына Набоковых, и много кого еще.

  • 1